шрифты, логотипы, портфолио дизайнеров, клипарт, шаблоны, текстуры
 
Главная arrow Карта сайта
Т. И. Куцын Начертание шрифтов

После Великой Октябрьской социалистической революции, когда широко развернулось строительство, оформлению чертежей начали придавать все большее и большее значение. В 30-х годах нашего века большое распространение в исполнении надписей в чертежах получил нормальный шрифт. В 1932 году на этот шрифт, как рекомендуемый, был установлен ОСТ 353, а с 1946 года этот шрифт уже является обязательным согласно ГОСТ 3454—46.

Трудами целого ряда советских художников в области начертания шрифтов достигнуты за последние годы значительные успехи.

Из советских художников, много сделавших в области разработки новых типов шрифтов, можно назвать следующие имена: И. А. Фомин. С. В. Чехонин, А. М. Иерусалимский, Е. Д. Белуха, Л. С. Хижинский, И. Ф. Рерберг, Б. Б. Титов и др.

Особо надо выделить работы заслуженного деятеля науки и техники проф. Д. И. Каргина; им разработан и удостоен премии на международном конкурсе шрифт антиква «эмке». Шрифт этот предназначен для художественной печати; им печаются книги в СССР. Позже проф. Д. И. Каргиным была выполнена крупная работа2, в которой им были предложены и обоснованы изменения стандартного шрифта.

1 Подробно см. диссертацию А. А. Кузина «Очерки по истории технических документальных материалов в дореволюционной России» в Историко-архивном институте.

2 Доложеиз научно-технической конференции ЛИИЖТ в 1941 году.

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Законченный рабочий чертеж сооружения должен давать не только графическое изображение конструкции, но также показывать расчетные данные, размеры, спецификации на строительные материалы, примечания и т. д., которые нельзя выразить графически.

Размеры и письменные указания на чертежах в виде отметок, примечаний, указаний, заголовков и т. п. объединяются одним общим названием надписи.

Изучение шрифтов является одной из важнейших фаз подготовки по архитектурному и инженерному черчению.

Качество чертежа резко снижается небрежным и неправильным шрифтом. Такая небрежность не внушает доверия к правильности чертежа, а неясные цифры и знаки часто приводят к серьезным недоразумениям и ошибкам.

Надписи слишком крупные или состоящие из букв, имеющих жирные элементы, выпирают из чертежа, а надписи слишком мелкие или бледные проваливаются.

Как правило, все надписи на чертежах, за исключением крупных заголовков, должны быть сделаны от руки, четко и красиво, удобным для быстрого исполнения шрифтом.

Хорошее исполнение шрифта связано прежде всего с внимательным его изучением, длительной практикой и не зависит ни от хорошего почерка, ни даже от художественной способности исполнителя.

В соответствии со способом выполнения различаются две основные группы шрифтов: шрифты, выполняемые от руки, и шрифты, выполняемые построением.

Все имеющиеся многообразные шрифты, применяемые на практике, можно разделить на три вида: 1) нормальный, 2) романский и 3) брусковый шрифт.

По каждому из распространенных типов шрифтов имеется большое число вариантов, но сохраняется общий облик, очень близкий к своего рода «графическому среднему».